Словарь Терминов


АВТОРСКИЙ ЛИСТ

Единица измерения объема произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и других специалистов. В России авторский лист равен 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы), или 700 строкам стихотворного материала, или 3 тыс. кв.см иллюстративного материала.

АККЛИМАТИЗАЦИЯ БУМАГИ (КАРТОНА)

Процесс приведения влажности бумаги в равновесное состояние с влажностью воздуха в печатном цехе. В целях обеспечения постоянной влажности бумаги в цехах поддерживается постоянная влажность воздуха 45-55% зимой и 50-60% летом и температура воздуха 18-22°С зимой, 19-23°С летом.

Простейший способ акклиматизации — выдерживание распакованной бумаги на стеллажа

АКЦИДЕНЦИЯ
(от лат. accidentia — случайность)

1. Заказ на небольшую печатную работу.

2. Листовая печатная продукция небольшого тиража, например, бланки, объявления, афиши, грамоты и пр., для оформления которой используются различные декоративные шрифты, орнаменты, линейки и т.д.

АМБАЛАЖ
(от фр. emballage — упаковка)

Плотная бумага, в которую упаковывают рулоны типографской бумаги.

АНАЛОГОВАЯ ЦВЕТОПРОБА

Цветопроба, изготовленная с цветоделенных фотоформ (как правило, для офсетной печати).

В настоящее время термин «аналоговая цветопроба» используется главным образом для обозначения фотоцветопробы.

АНТИКВА 
(от лат. antiquus — древний)

Шрифт латинской алфавитной системы, ведущий начало от книжного письма эпохи Возрождения. Округлый гармоничный изящный шрифт с засечками. Противопоставлялась готическому письму, ошибочно принималась за подлинный шрифт античной эпохи. Примеры шрифтов, созданных на основе канонов антиквы: Garamond, Bookman, Mysl, Palatino, Lazurski.

БАЛАНС «ВОДА-КРАСКА»

Равновесное соотношение между количествами печатной краски и увлажняющего раствора, наносимыми на печатную форму, которое обеспечивает нормальное проведение процесса печатания и оптимальное качество оттиска.

Баланс зависит от скорости работы машины, ее конструкции, влажности и температуры воздуха в цехе, структуры и свойств печатной краски, характеристик формы, состава и способа нанесения увлажняющего раствора и краски, свойств запечатываемого материала.

БАЛАНС «ПО СЕРОМУ»

Нормированное соотношение размеров растровых элементов на трех цветоделенных растровых фотоформах: желтой, пурпурной и голубой. Оно позволяет получить при наложении печатных красок при триадной печати нейтрально-серого изображения на оттиске.

Баланс «по серому» имеет большое значение: его соблюдение при правильных значениях относительных площадей растровых элементов, которые его составляют, обеспечивает точное воспроизведение цветов на оттиске.

БЕЛИЗНА БУМАГИ

Оптическое свойство бумаги, зависящее от свойства бумажной массы (содержания беленой целлюлозы, древесной массы, красителей, наполнителей и других компонентов). Белизну бумаги по стандарту определяют в процентах с помощью лайкометра (денситометра) Цейса, путем сравнивания с эталонным образцом.

Цвет и оттенок бумаги характеризуют спектрофотометрически, колометрически или зрительным сравнением с соответствующими эталонами. Например, степень белизны мелованной бумаги достигает 84%, офсетной бумаги № 1 — 83%, офсетной бумаги № 2 — 65%, типографской бумаги № 1 — 83%, № 2 — 70%, № 3 — 68%.

БЕЛИЛА

Белый неорганический наполнитель печатных красок, приготовленный из белых пигментов или красочных лаков и регулирующий интенсивность цвета и печатно-технологические свойства полиграфических красок.

Белила бывают прозрачные или кроющие.

Прозрачные белила используются как вспомогательные вещества при составлении красок смесевых цветов, прежде всего светлых оттенков. Кроющие белила позволяют получить белое или светлое изображение на бумаге темных цветов.

БЕСШВЕЙНОЕ (КЛЕЕВОЕ) СКРЕПЛЕНИЕ

Скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем. Наиболее распространено бесшвейное скрепление отдельных листов, подобранных в книжный блок или полученных при срезке корешковых сгибов тетрадей.

При этом в качестве клея используют либо водную дисперсную систему синтетического полимера, после высыхания образующую пленку, прочно удерживающую листы книги, либо расплавленный термоклей, образующий эластичное прочное скрепление после остывания на подготовленном корешке блока.

БИГ 
(от нем.biegelinie)

Одно или несколько параллельных углублений в виде прямых линий на картоне, бумаге и переплетном материале для снижения жесткости по линии будущих сгибов и предотвращения разрушения при сгибании.

БИГОВКА 
(от нем. Biegen — гнуть, сгибать)

Технический термин от названия желобка (бига), выдавливаемого при фальцовке продукции на плотной бумаге или картоне. Биговка придает прочность сгибу печатной продукции и улучшает ее раскрываемость.

БЛИНТОВОЕ ТИСНЕНИЕ 
(от нем. blint — слепой)

Получение на бумаге или картоне бескрасочного плоско-углубленного изображения путем вдавливания в нее нагретого до 90-120°С металлического штампа. Блинтовое тиснение обычно применяется при изготовлении папок, грамот, дипломов, визитных карточек и другой представительской продукции и считается элитным видом отделки.

ВЕРЖЕ

1. сорт бумаги с узором (подобно водяным знакам) в виде сетки (см. Водяной знак). Применяется для изданий, к качеству которых предъявляются особо высокие требования;

2. сорт папиросной бумаги. Применяется для приклейки к корешковой части полосных иллюстраций, чтобы защитить их от повреждения.

ВЕРНЫЕ СТОРОНЫ

Две взаимно перпендикулярные стороны листа, по которым его устанавливают к упорам печатной машины. На одной верной стороне не ставится метка бокового упора, смещенная в сторону верхнего угла.

ВИСЯЧАЯ СТРОКА

Концевая строка абзаца, стоящая первой на полосе или в колонке, или начальная строка абзаца, стоящая на полосе (в колонке) последней. Правила верстки не допускают обоих видов висячих строк, делая исключения лишь для коротких строк математических рассуждений между формулами и для висячих строк в газетах, журналах и других изданиях при условии, что верхняя висячая строка занимает не меньше 2/3 формата набора, а строка перед нижней висячей строкой — также не меньше 2/3 формата набора.

ВОДНЫЙ ЛАК

Водный раствор смол, например, на основе поливинилового спирта, применяемый для нанесения на оттиск непосредственно в печатной машине при печатании. Водный лак бывает глянцевым и матовым. Для нанесения водного лака используют последнюю печатную секцию листовой офсетной машины или специальную секцию для лакирования с дополнительным сушильным устройством. Водный лак обладает хорошими защитными и умеренными визуальными (средний блеск) свойствами.

ВЫБОРОЧНОЕ ЛАКИРОВАНИЕ

Лакирование оттиска не по всей поверхности (как в случае сплошного лакирования), а только на отдельных его участках. Для выборочного лакирования используют обычные печатные формы.

ВЫВОД

Формирование изображения издания на фотопленке (создание фотоформ) на фотонаборе.

ВЫВОРОТКА

Оттиск с белым изображением на черном или цветном фоне, а также печатная форма (ее часть), дающая такой оттиск. К изображениям и тексту, печатающимся вывороткой, предъявляются специальные требования, прежде всего, по толщине штрихов

ВЫЧИТАНИЕ ЧЕРНОГО

Замена в процессе цветоделения трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на эквивалентное количество черной краски.

В современных компьютерных системах цветоделения применяется два способа вычитания черного:
1. Вычитание из-под серого (undercolor removal, UCR), при котором черный цвет заменяет остальные краски триады лишь в нейтральных областях изображения;
2. Замена серой компоненты (gray component replacement, GCR), при котором черный цвет заменяет остальные краски тирады и в нейтральных, и в цветных областях.

Для качественной цветной печати на мелованных бумагах обычно используется GCR, в то время как UCR применяют при газетной печати в силу использования меньшего количества краски.

ВЫРУБКА

Отделочный процесс, используемый для придания фигурной формы печатным изделиям (открыткам, этикеткам, ярлыкам, воблерам) или пробивки в них отверстий или полостей фигурной форме. Вырубка производится на штанцевальном прессе с помощью острого штампа.

ГЕНЕРАЦИЯ ЧЕРНОГО

Расчет содержания черной краски на конкретном участке изображения и определение на его основе площади растрового элемента в процессе изготовления растровых цветоделенных негативов или диапозитивов при использовании совокупности аппаратных и программных средств. Используется при преобразовании цветовых систем RGB в CMYK для проведения цветоделения изображений в издательских системах.

ГИДРОФИЛЬНОСТЬ
(от гр. hydor — вода, phileo — люблю)

Способность поверхности материала, в частности, металла, воспринимать воду. Гидрофильные участки печатной офсетной формы должны соответствовать пробельным элементам. При изготовлении печатных форм их поверхность для образования пробельных элементов обрабатывают гидрофилизирующим раствором, содержащим минеральную кислоту и высокомолекулярное соединение.

ГРАДАЦИОННАЯ КОРРЕКЦИЯ

Способ изменения характеристик градации воспроизводимого оригинала. Градационная коррекция в настольных издательских системах называется также гамма-коррекцией.

ГРАДАЦИЯ

Постепенность перехода, определенный последовательный ряд величин оптических характеристик оттиска, оригинала, фотоформы, расположенных по возрастанию или убыванию. Градация является важной характеристикой при описании и оценке полутоновых изображений, фактически, мерой изобразительной информации этих изображений. Понятие градации тона отражает количественные различия между тонами изображения. Функциональная зависимость градации изображения до и после преобразования в процессе печатания определяется градационной характеристикой. Она является основой программирования полиграфического технологического процесса.

ДВОЕНИЕ

На печатном оттиске — дефект в виде двойного воспроизведения (с явно заметным сдвигом) одного и того же элемента изображения. Обычно смещенное изображение имеет меньшую интенсивность, чем основное. Двоение является браком, связанным с ошибкой печатника или неисправностью печатной машины. Этот дефект существенно изменяет цветовые характеристики и снижает резкость изображения.

ДВОЙНИК

Неразрезанный блок, содержащий по высоте два одинаковых экземпляра издания. Термин используется в тех случаях, когда формат издания позволяет разместить на печатном листе две копии листа издания. При монтаже издания на печатный лист двойником необходимо определить, будет издание монтироваться со «своим оборотом» или с «чужим оборотом». На печатном листе может быть размещено и более двух экземпляров издания. При расположении по высоте трех, четырех и более экземпляров, такой монтаж называется соответственно: тройник, четверник и т.д.

ДЕНСИТОМЕТР

Прибор, предназначенный для измерения оптической плотности изображения в проходящем свете (на фотоформе) или в отраженном свете (на печатном оттиске). Денситометры являются важной частью технологического процесса в полиграфии. С их помощью обеспечивается точная работа имиджсеттера и правильная настройка печатной машины при печати издания.

ДИАПОЗИТИВ

Cовпадающее по тонопередаче и цветопередаче с оригиналом черно-белое или цветное изображение, изготовленное на прозрачной основе. В полиграфии комплект цветоделенных растровых диапозитивов (чаще всего вывыденных с помощью имиджсеттера) используют в качестве фотоформ при изготовлении печатных форм. Цветные диапозитивы в полиграфии всегда являются оригиналами и называются слайдами.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН

Диапазон оптических плотностей, который способен воспринимать сканер. Является важным показателем технических возможностей сканеров. В настоящее время динамический диапазон профессиональных сканеров варьируется от 3.3D до 3.7D.

ДОЛЯ ЛИСТА

Часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату стандартного листа бумаги, получаемая в результате последнего сгиба при фальцовке и образующая страницу издания. Для книжно-журнальной продукции наиболее характерны следующие доли листа: 1/8, 1/16, 1/32. Бумажный лист, отпечатанный в 1/8 доли, содержит 16 страниц, в 1/64 — 32 страницы, 1/32 — 64 страницы, 1/64 — 128 страниц и т.д.

ДОЛЯ ПЕЧАТНОГО ЛИСТА

Часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату печатного бумажного листа. Обозначается в виде дробного числа, числителем которого является формат бумажного листа, а знаменателем — количество равных частей, на которое делится данный лист. Например, 60х90/16 означает шестнадцатую долю листа формата 60х90 см, 70х108/64 — шестьдесят четвертую долю листа формата 70х108 см.

ДОПЕЧАТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В современной полиграфии — все стадии полиграфической технологии, связанные с подготовкой издания к печати. В это понятие входят: набор текста, оцифровка изображений, цветокоррекция, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе, вывод фотоформ и изготовление печатных форм. В настоящее время большинство допечатных процессов производится с помощью настольных издательских систем.

ДУОТОН
(англ. duotone)

Способ воспроизведения одноцветного полутонового оригинала двумя красками. Позволяет увеличить количество оттенков в получаемом изображении. Одной из красок, применяемых при печати дуотона, обычно бывает черная (ее используют для печати теней). В качестве другой выступает серая или другая краска, ею печатают цвета. Дуотон — отличный способ улучшить визуальные свойства изображения при пантонной печати.

ЕМКОСТЬ ШРИФТА

Количество знаков, имеющихся в строке определенного формата. Для ряда изданий, например, портативных (карманных), официально ведомственных и справочных, применение емких (экономичных при обеспечении нормальной удобочитаемости) шрифтов, позволяющих помещать большое число знаков в строке, имеет первостепенное значение. При наборе газет и журналов емкость шрифта также играет большую роль, поэтому в них используются шрифты в основном кегля 8 и 9.

ЕМКОСТЬ ПЕЧАТНОГО ЛИСТА

Число печатных знаков, умещающихся в печатном листе, зависящее от формата полосы набора, кегля, гарнитуры шрифта и интерлиньяжа. Коэффициент емкости печатного листа определяется делением объема книги в учетно-издательских листах на ее объем в условных печатных листах.

ЗАКАТКА «ПО-СУХОМУ»

Запечатывание всего печатного листа краской выбранного цвета, фактически покраска бумаги. При этом способе печатная форма не используется. Он способен дать более ровный и насыщенный фон и менее сложен, чем печать больших плашек.

ЗАЛОМ

Место перелома на бумаге (картоне) или пленке.

Степень прочности бумаги на залом в значительной мере влияет на долговечность печатных изданий. Особенно важна прочность на залом бумаги, используемой для печатания географических, топографических и других карт, подвергающихся частому складыванию по линиям фальцовки. Залом на фотоформе может сделать ее непригодной к использованию.

ИМИДЖСЕТТЕР 
(англ. imagesetter)

Устройство для вывода фотоформ.

Обычно представляет собой лазерное экспонирующее устройство, управляемое программно-аппаратным комплексом, называемым RIP (Raster Image Processor). RIP производит преобразование посылаемых на него постскрипт-файлов в растровое изображение с заданными параметрами, после чего это изображение посылается на имиджсеттер.

ИНТЕРЛИНЬЯЖ

Междустрочный пробел, расстояние между строками текста. Увеличенный интерлиньяж повышает удобочитаемость и красоту набора. Размер интерлиньяжа зависит от рисунка шрифта. Увеличенный интерлиньяж снижает емкость печатного листа и соответственно увеличивает расход бумаги, поэтому в массовых изданиях с большим тиражом применяется крайне редко.

КАДРИРОВАНИЕ 
(англ. cropping)

Выделение части изображения при подготовке оригинал-макета. При этом часть изображения, оставшаяся «за кадром», скрывается. Операция кадрирования используется для приведения части изображения к заданному формату, для подчеркивания какй-то его части или улучшения композиции.

КАССЕТНАЯ ФАЛЬЦЕВАЛЬНАЯ МАШИНА

Машина, предназначенная для сгибания листов оттисков по месту будущего фальца с помощью двух вращающихся валиков и кассеты. Фальцевальные машины позволяют получить большое разнообразие вариантов фальцовки (до 4-х перпендикулярных и 6-и параллельных сгибов; число кассет в четырех фальцсекциях достигает 15), имеют высокую производительность (до 150 м/мин), просты в обслуживании.

КЕГЛЬ

Величина, обозначающая размер шрифта.

Практически кегль — это высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики), необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. Кегль обозначается в пунктах; например, кегль 10 — это шрифт, кегль которого равен 10 пунктам. Шрифты каждого кегля получили свое название, например, Боргес, Бриллиант, Диамант, Корпус, Миньон, Миттель, Нонпарель, Парангон, Перл, Петит, Текст, Терция, Цицеро.

КЕРНИНГ 
(от фр. brochure — сшивать)

Изменение расстояния между буквами, входящими в определенные (кернинговые) пары, например: AV, ТД и некоторые другие. Профессиональные пакеты верстки могут выполнять кернинг автоматически. Для этого в используемые шрифты дложны быть включены описания кернинговых пар.

КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ
(по имени англ. Уильяма Конгрева)

Нанесение рельефного изображения на переплетную крышку, бумагу, картон или другой материал. Тиснение производится при помощи горячего контрштампа и матрицы (выпуклая копия штампа) с точным их совмещением.

КОНТРАСТ

Градационная характеристика черно-белого или цветного изображения по различию в яркости (насыщенности цвета) его наиболее ярких и наиболее темных участков. Количественно выражается разностью максимального (тени) и минимального (света) коэффициентов отражения или пропускания света. Чем больше тени изображения отличаются от светов, тем контраст выше. Еще одно определение контраста — разность максимальной и минимальной оптических плотностей (интервал оптических плотностей) изображения. Контраст играет значительную роль при оценке оригиналов, масок, фотоформ и качества печати.

КОНТРОЛЬНЫЙ ОТТИСК

Тиражный оттиск, взятый с печатной машины непосредственно при печати для оценки и контроля параметров печати. Оттиск оценивается печатником, мастером, технологом, руководителем предприятия или заказчиком. Чаще всего печатник начинает печать всего тиража только после подписи контрольного оттиска его непосредственным начальником или заказчиком.

КОНТРОЛЬ ОТТИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕЧАТАНИЯ.

Тиражные оттиски должны соответствовать подписным листам-эталонам и оригинальной пробе по цветному тону, характеру и размерам изображения. Качество тиражных оттисков контролируют сравнением с подписным листом-эталоном и по шкале оперативного контроля печатного процесса с помощью денситометра. Оптические плотности и допускаемые отклонения по сухому оттиску должны соответствовать денситометрическим нормам печатания для используемого стандарта красок (см. «европейская шкала красок»). Точность совмещения красок контролируют по приводочным меткам-крестам или по нониусным шкалам, расположенным по краям бумажного листа.

КРАСКООТТИСК

Является единицей измерения количества цветной печати (изобразительной продукции). Краскооттиском именуется каждое соприкосновение листа бумаги с печатной формой. Коэффициенты приведения других форматов к учетной единице краскооттска те же, что и коэффициенты приведения печатных листов к учетной единице. При печатании на однокрасочных машинах количество краскооттисков равно количеству листопрогонов. При печатании на двухкрасочных машинах за один листопрогон получают два краскооттиска и т.д.

ЛИНИАТУРА РАСТРА

Параметр, имеющий смысл при выводе фотоформ с растровыми изображениями, характеризующий растровую структуру количеством ее элементов (линий из растровых точек) на единицу длины. В настоящее время линиатуру измеряют в линиях на дюйм (lines per inch, lpi), например 150 lpi. Типовой ряд линиатур современных имиджсеттеров: 133 lpi, 150 lpi, 170 (175) lpi, 200 lpi. Линиатуру 133 lpi обычно используют для изданий с пантонной печатью, иногда (все реже и реже) для журнальных изданий. Линиатура 150 lpi чаще всего применяется при выводе фотоформ журналов, а линиатуры 170 lpi и выше — для высококачественной триадной печати. Линиатуры выше 200 lpi испльзуются редко, обычно в специальных изданиях.

ЛИСТОПРОГОН

Каждый прогон бумажного листа через печатную машину, единица объема печати, равная одному соприкосновению печатной формы или офсетного цилиндра и давящей поверхности (например, печатного цилиндра) с запечатываемым материалом независимо от того, сколько красок при этом оттиснется на нем.

МАКЕТИРОВАНИЕ

Изготовление оригинал-макета издания или его части.

В оперативной полиграфии макетированием, в противоположность верстке, называют креативный процесс, связанный, во первых, с общим образом издания, а во-вторых, состоящий в основном не в компоновке текста, а в композиции изображений, фонов и других графических элементов в тех изданиях, где важен образ (например, буклеты или папки), а не удобочитаемость большого объема текста (книги, журналы).

МАРАШКА

Разновидность дефекта печати, появляющаяся в запечатывании краской пробелов, изображения текста и иллюстраций. Марашки чаще всего проявляются при налипании на краскопередающую поверхность печатного аппарата или печатной формы бумажной пыли или слабом закреплении наборной формы, в результате чего строчные пробельные материалы несколько приподнимаются.

МАСШТАБ

Соотношение изображений оригинала и печатного изображения, выраженное числом или в процентах, а также конкретным размером изображения (обычно в одном измерении), которое указывается на оригинале.

МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ КРАСКИ

Краски с основой из металлических порошков, применяемые для имитации металлических блестящих покрытий на различной, прежде всего рекламной, продукции. Особенно распространены металлизированные краски бронзового и серебряного оттенка. Существуют также металлизированные триадные краски для получения специальных эффектов при триадной печати.

МИРА

Тестовый объект, предназначенный для определения характеристик качества изображения при исследовании фотоформ, печатных форм и печатных оттисков. Обычно представляет собой пластинку из прозрачного или непрозрачного материала, на которую нанесен стандартный рисунок. Часто элементами такого рисунка служат чередующиеся темные прямоугольные штрихи на светлом фоне с закономерно изменяющейся частотой (штриховые миры) или чередующиеся темные и светлые секторы (радиальные миры).

МНОГОКОЛОННАЯ ВЕРСТКА

Многоколонная верстка подчиняется следующим правилам: если при многоколонной верстке в книжных изданиях заголовок заверстан на все или на несколько смежных колонок, текст перед таким заголовком и после него равномерно заверстывается над или под ним на все или несколько колонок соответственно; смежные строки колонок равняют по горизонтали;  заголовки в отдельных колонках по возможности располагают так, чтобы они не совпадали в смежных колонках по горизонтали;  если при многоколонной верстке в книжных изданиях заверстанные на все или на несколько смежных колонок таблицы или иллюстрации разрезают текст, то его разверстывают так, чтобы текст каждой колонки переходил через таблицу или иллюстрацию, продолжаясь под нею;  сноски размещают внизу колонки с фрагментом текста, у которого стоит знак сноски, а если сноска относится к заголовку, разверстанному на все колонки, то ее располагают в первой слева колонке;  формулы в книжных изданиях, в отличие от журналов, размещают в формат колонки, даже если для этого потребуется делать перенос формулы.

 

МНОГОКРАСОЧНАЯ ПЕЧАТЬ

Полиграфическое воспроизведение оригинала несколькими печатными красками. При триадной печати используют голубую, желтую, пурпурную и черную краски, при многокрасочной пантонной печати используют до семи (а иногда и больше) красок.

МОНТАЖ

Размещение текстовых и иллюстрационных диапозитивов или негативов на прозрачной основе согласно макету издания.

При изготовлении монтажей необходима учитывать формат издания и бумажного листа, величину обрезки с трех сторон (в мм), назначение монтажа, тип печатной машины, расстояние для закрепления формы. Рисунок и текст на монтаже должны быть смонтированы точно по размерам, указанным в макете.

МУАР

Дефект, узор, дополнительный рисунок на растровом изображении (оттиске), появляющийся в виде квадратов или волнистых линий. При изготовлении растровых фотоформ для триадной печати растр для каждой краски необходимо поворачивать на определенный угол, иначе при наложении одного на другое изображений с одинаковым углом наклона растровых линий появляется дополнительный рисунок, муар. В этом случае необходимо переделать фотоформы, фотомонтажи и изготовить новые печатные формы.Чаще всего используются следующие бозопасные углы поворота растра: для голубого — 15°, для пурпурного — 75°, для желтого — 0°, для черного — 45°. Угол поворота растра для красок на негативах или диапозитивах нужно контролировать до процесса изготовления печатных форм.

НАСТОЛЬНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА

В узком смысле — комплект настольного оборудования, состоящий из: персонального компьютера, оснащенного программами для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов; сканера; принтера. В более широком смысле — комплекс оборудования, включающий в себя персональные компьютеры, сканеры, принтеры, имиджсеттеры, измерительно-контрольные средства, сетевое оборудование и программное обеспечение, используемые для подготовки изданий к печати на уровне допечатных процессов.

НЕПРИВОДКА ПЕЧАТИ

Несовпадение на просвет сходных элементов полос двух соседних страниц одного листа издания: колонтитулов, колонцифр, верхних и нижних строк. Этот дефект может быть следствием нарушения приводки, неверного спуска полос, монтажа фотоформ и т.д.

НЕПРОПЕЧАТКА

Дефект печати, выражающийся в том, что с части печатающих элементов краска не передается на бумагу.Причиной его возникновения чаще всего является наличие посторонних элементов на форме или истирание печатающих элементов.

НЕСОВМЕЩЕНИЕ КРАСОК

Дефект многокрасочной печати, возникающий из-за неверной приводки, приладки печатных форм или печати на неакклиматизированной бумаге и заключающийся в том, что печатающие элементы печатной формы одной из красок дают оттиск со сдвигом от положения, которое должны занимать, отчего нарушается цветопередача.

ОБРЕЗНОЙ ФОРМАТ

Размер готового печатного изделия после обрезки. Обычно указывается в мм.

ОБТРАВКА

Ослабление или удаление некоторых деталей изображения (фона) для выделения его значимых частей при обработке изображения в специальных программах.

ОТМАРЫВАНИЕ

Перетискивание плохо закрепившейся краски с лицевой стороны оттиска на оборотную сторону накладываемого поверх него следующего листа на приемке печатной машины. Отмарывание можно уменьшить или полностью устранить применением противоотмарывающих средств, прежде всего графопыла (блока печатной машины, распыляющего противоотмарывающий порошок на отиск на выходе из машины).

ПЕРЕПЛЕТ

Cредство скрепления листов издания, художественного его оформления, защиты листов от разрушения и загрязнения.

ПЕРЕПЛЕТ «WIRE-O»
(англ. Wire — проволока)

«Крабовый» переплет, соединение листов блока с помощью металлической спирали с их предварительным перфорированием. Используется для скрепления тетрадей, блокнотов, перекидных календарей, иногда брошюр.

ПЕРЕТИСКИВАНИЕ КРАСКИ

Переход печатной краски со свежего оттиска на следующий оттиск в стопе под действием собственного веса бумаги. Может произойти при чрезмерно высоком уровне подачи краски при печати, неправильном балансе «вода-краска», слишком высокой стопе готовых оттисков, механическом сотрясении стопы оттисков (например, при транспортировке), при резке в случае недостаточно острого ножа резательной машины. Во избежание перетискивания свежие оттиски перед резкой должны вылежаться не менее суток.

ПИКСЕЛ 
(англ. pixel)

Наименьший элемент оцифрованного изображения, который может нести независимые от других элементов параметры (цвет, яркость, насыщенность и т.д.) Количество пикселов на единицу площади определяет разрешение изображения.

ПЛАШКА

Располагающийся на печатном листе объект изображения достаточно большого размера, представляющий собой непрерывную область, полностью запечатываемую краской.

ПОДБОРКА

Комплектовка блока многостраничного издания путем накладывания одного листа (тетради) на другой в порядке следования страниц. Выполняют на листоподборочных машинах или вручную.

ПОЗОЛОТНЫЙ ПРЕСС

Машина для нанесения изображения тиснением на различных листовых материалах. Наиболее просты и распространены тигельные позолотные прессы, у которых верхняя нагреваемая плита с прикрепленным штампом неподвижна, а нижняя, поднимаясь, создает давление.

ПОЛОСА НАБОРА

Определенная часть набора издания, скомплектованная (сверстанная) вместе с другими элементами набора (например, иллюстрация, таблица, колонтитул и т.п.), что в процессе печатания позволяет получить оттиск страницы постоянного для данного издания формата.

ПОЛОШЕНИЕ

Дефект печати, заметный прежде всего на крупных плашках и выражающийся в появлении полос на оттиске, параллельных направлению движению бумаги в печатной машине. Полошение чаще всего связано с износом красочных валиков печатной машины.

ПОЛУТОНОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Изображение, состоящее из элементов с тонами разной яркости, разной градации по силе тона — почти белые, светло-серые, темно-серые, черные, плавно и (или) резко переходящие один в другой. Тона полутонового изображения лежат в промежутке между самым темным и самым светлым участками. Чем меньше количество полутонов, тем контрастнее изображение, а если полутона отсутствуют, изображение — штриховое.

ПРИВОДНЫЕ КРЕСТЫ

Крестообразные метки на оригиналах и на пробных оттисках. Ставятся для контроля за правильностью совмещения красок. Приводные кресты располагают по одному (реже по два) на каждой стороне печатаемого изображения так, чтобы они оказались в пределах печатного поля, но за пределамиобрезного формата.

РАСТИСКИВАНИЕ

Параметр печати, указывающий на относительное увеличение размеров штриховых и растровых печатных элементов на оттиске в процессе печатания. Величина растискивания варьируется в зависимости от вида бумаги и конкретной печатной машины и должна учитываться при цветоделении.

РАСТР
(лат. rastrum — грабли)

Совокупность непрозрачных элеменов (чаще всго точек округлой или эллиптической формы), разбивающей полутоновое изображение на микроштриховые элементы, передающие полутона оригинала благодаря разной площади микроэлементов, то сливающихся в сплошной черный фон, то благодаря небольшим просветам между ними кажущихся серым полутоном, а при минимальном их размере — почти белой, незапечатанной частью. Чем мельче ячейки, образуемые элементами растра, тем большую градацию имеет растрированное изображение.